Система Монтессори: понятие, преимущества и где этому обучают

Дата публикации: 02.04.2025

Методика Монтессори относится к особой категории школьного и дошкольного образования, которое отличается от привычного. Дело в том, что внимание уделяется не получению знаний, а самому ребенку. Система выстроена таким образом, что дети познают мир ввиду их естественного желания. Педагоги, специализирующиеся на данном типе образования, создают особенную атмосферу, в которой воспитанники и ученики растут самостоятельными, уверенными в собственных силах. Необходимо детально изучить данную систему и понять все ее преимущества, а также выявить недостатки. Только так можно понять, кому подходит такой подход в развитии и обучении.

Что такое система Монтессори

Прежде всего это образовательная методика, основанная на акцентировании самостоятельного развития детей, их мотивации посредством свободной игры, взаимодействия с окружающей средой.

Целью этого подхода является заложение основы для дальнейшего становления личности. В незатейливой форме ребенок познает мир, что дает ему почву для продуктивного развития по мере своего роста. Те, кто практикует данную систему, утверждают, что дети становятся самостоятельными и уверенными в своих способностях.

Ранее метод Монтессори рассматривался только для работы с воспитанниками детских садов, т.е. в возрасте 3-7 лет. В настоящее время система стала применяться и для школьников, а также подростков вплоть до совершеннолетия. Сейчас во многих странах функционируют специализированные центры Монтессори, включая и Россию. Всего насчитывается более 15 000 учреждений.

История создания

Название образовательной системы происходит от имени ее основательницы — Марии Монтессори. Врач из Италии открыла детский дом, в котором занималась обучением ребят из нуждающихся семей. В ее заведении использовались стандартные методы обучения наряду с собственными разработками. Ученики получали знания в зависимости от возраста, особенностей индивидуального развития, уровня полученного образования. Дети находились в такой атмосфере, что им необходимо было взаимодействовать друг с другом, объединяться для достижения какой-либо цели. При этом личные интересы ребенка поощрялись.

Система начала работать не сразу. Ученики были строптивыми, непослушными. Однако очень быстро они увлеклись, благодаря интересным играм. Дети решали головоломки, знакомились с различными вещами быта. На занятиях им предлагалось ухаживать за растениями, готовить, убираться и многое другое. В результате воспитанники получали знания из своей среды самостоятельно. По сути они обучали сами себя.

По своим наблюдениям в 1909 г Мария написала книгу, которая привлекла внимание преподавателей из различных точек мира. После этого повсюду стали открываться школы Монтессори. Итальянский врач активно продвигала свою методику, читая лекции, издавая книги и статьи. Также ей была разработана методичка по подготовке преподавателей.

Основные принципы

Система Монтессори базируется на следующих аспектах:

  • Группы по обучению разновозрастные, хотя подход направлен в основном на ранее развитие детей. При нахождении в одной среде учеников разного возраста есть свои преимущества. Так старшие обучают младших, развивая в себе качества лидера. Малыши проявляют заботу друг о друге. Таким образом создается атмосфера взаимопомощи и понимания.
  • Для занятий педагог заранее подготавливает необходимую среду. Игровая комната делится на зоны. По стандарту это область естествознания, математики, а также сенсорная, языковая и практическая для применения своих навыков. Сейчас стали добавлять игровую зону, творческую и спортивную, расширяя возможности для детей. Ученики могут самостоятельно выбирать то место, где им будет комфортно. Там они могут находиться неограниченное время, меняя локации по своим интересам. Здесь внимание уделяется свободе действий, мысли и чувств. В такой среде дети обучаются легко, не оглядываясь на других и не переживая за неверные действия.
  • Педагог является помощником, проводником в новую жизнь, но не наставником. Задачей взрослого человека является пробуждение интереса ребенка. Преподаватель не навязывает определенное мнение. Он просто общается с детьми, подталкивая их принятию своего решения. 
  • Существуют определенные правила, которым необходимо следовать. Так после прочтения книги ее следует поставить на место. Все игрушки дети раскладывают по своим местам. Это позволяет упорядочивать учебный процесс и приучать учеников к порядку.
  • Занятия направлены на развитие мелкой моторики и основных чувств. Взаимодействие с мелкими предметами способствует интеллектуальному развитию, становлению речи, концентрации внимания. В системе Монтессори много действий, связанных с отгадыванием чего-либо на ощупь: фигура, фактура, размер и пр.
  • Не допускаются в обучении запреты, критические замечания. Каждый ребенок может ошибиться, но к верному решению он должен прийти самостоятельно.
Ввиду того, что основное внимание уделяется самостоятельности, все в комнате располагается в доступности для детей. Ребенок должен сам взять необходимую ему книгу или игрушку. Немаловажно, что книги находятся только в одном экземпляре. Это позволяет детям учиться договариваться друг с другом.

О сенситивных периодах в развитии

Метод Монтессори — это полноценный подход к детскому образованию, продуманный до мелочей. Основывается система на том, что дети проходят несколько этапов развития. Это и есть сенситивные периоды, т.е. такие временные промежутки, когда детям проще воспринимать определенные познания.

Вот периоды, которые выделяла Монтессори:

  • С рождения до трех лет — приучение к порядку и чистоте. Здесь речь идет не о полноценной уборке, а об устранении последствий деятельности ребенка. Так, например, он может вытереть пролитый напиток или помочь взрослому убрать вещи.
  • С одного года до четырех лет — действия и развитие двигательной функции. Ребенок должен в разной форме проявлять свою физическую активность. Катание на горке, подъем по лестнице и другие занятия на детских площадках помогают в развитии мышечного каркаса, улучшении координации.
  • С рождения до пяти с половиной лет — сенсорика. Дети активно познают окружающий мир в этот период. Это происходит посредством тактильного восприятия, изучения запахов, распознавания звуков. Детское восприятие основывается на представлении о форме, цвете, размере и т.п. Величина знаний зависит от приобретенного опыта.
  • От полутора до пяти с половиной лет — работа с мелкой моторикой. Дети познают мир посредством восприятия мелких предметов: пуговиц, бобов, крупы, ракушек и пр.
  • С рождения до шести лет — развитие речи. Монтессори утверждала, что речевые навыки формируются до шести лет. Именно поэтому не стоит паниковать, если ребенок не разговаривает в два, три и даже четыре года. Необходимо уделять внимание активности детей, ведению полноценной жизни. Следует знакомить малышей с книгами, яркими познавательными карточками. В этот период необходимо присутствие взрослого человека, который будет примером для ребенка.
  • От двух с половиной до шести лет — социальные навыки. Взрослые собственным примером показывают правила общения, хорошего тона. Нет необходимости постоянно напоминать детям о той или иной реакции. Они должны сами видеть социальные взаимоотношения.
По мнению Монтессори, потребность в обучении ребенка навыкам, которые не соответствуют сенситивному периоду, могут привести к серьезным негативным последствиям. Если не принимать во внимание указанные временные промежутки, дети могут испытывать сложности в получении знаний. У них может отсутствовать интерес к обучению в принципе.

Создание среды для развития ребенка

Система Монтессори предполагает наличие уникальных условий для обучения. Реализовать особую среду можно не только в рамках школы или детского сада, но также и дома.

Необходимо относиться к ребенку как к полноправному члену семьи, который участвует в быте. Это означает, что он должен участвовать в уборке, поливать цветы, ухаживать за домашними питомцами и т.д. Деятельность ребенка должна основываться на использовании не игрушечных аналогов, а обычных вещей, но подходящего размера.

Принципы оборудования класса Монтессори:

  • Помещение зонируется тематически. Главное, чтобы были выделены места для занятий математикой, естествознанием, сенсорикой, языком и бытовой практикой.
  • Игрушки и учебные материалы должны размещаться так, чтобы ребенку было удобно самому брать их по мере необходимости, а затем убирать все на свои места.
  • Все развивающие предметы и книги выкладываются по одному экземпляру. При желании нескольких детей взять одну вещь создается ситуация, в которой требуется договариваться об использовании предмета по очереди.
  • Каждый ребенок должен иметь личное пространство. Это может быть коврик или стол. Недопустимо нарушать эти границы.
  • Материалы не должны быть сложными для обучения. Предпочтение к предметам — натуральное сырье, природные объекты. Детям лучше взаимодействовать с понятными по текстуре и свойствам вещами.
Следование этим критериям позволяет создавать благоприятную для получения знаний атмосферу.

Специфика развития в соответствии с методикой Монтессори

Особенность системы в создании условий для реальной жизни, а не игры в выдуманный мир. Так дети используют не игрушки, похожие на бытовые предметы, а обычные вещи. К тому же ребенок сталкивается с задачами, которые выполняют взрослые: уборка, приготовление еды, ремонт и пр. Все это позволяет создать такую среду, когда малыши учатся принимать решения, отвечать за определенные действия, а также самостоятельно исправлять сделанные ошибки.

Специфика педагогического подхода заключается в следующих направлениях:

  • Сенсорное. Акцент на этом моменте итальянским врачом делался особо четкий. Мария считала, что работа с сенсорными материалами способствует мозговой активности, развитию математических способностей. Это значит, что дети, развивающие мелкую моторику, мыслят логично и точно. Важно обеспечить доступ к разнообразным материалам по форме, весу, текстуре и свойствам.
  • Математическое. Не предполагается конкретное изучение математики. Все действия выполняются автоматически в ходе игры. В пространстве, созданном педагогом, многое задействовано на математических действиях. Дети непринужденно учатся порядковому счету, вычитанию и сложению, делению и умножению. Ребенок может поступать интуитивно или попросить помощи у взрослого.
  • Языковое. Словарный запас у детей, обучающихся по системе Монтессори, значительно шире. Они изучают буквы, читают слова, осваивают правописание. Занятия предполагают рисование определенных символов на крупе, лепка букв и использование подвижного алфавита. При одновременной работе разных областей мозга активнее развивается речь, письмо и стимулируется развитие интеллектуальных способностей.
Также детям предлагаются основы естествознания. Они формируют целостное восприятие окружающей среды и всего мира. Педагог при помощи простых вещей может объяснить самые сложные процессы. Малыши изучают природные явления, историю, биологию, географию. Материалы подаются таким образом, что дети ощущают себя полноценными участниками Вселенной, а не просто наблюдателями.

Образование дошкольников по Montessori

Главная цель системы — обучение самостоятельности и развитие инициативности. Детям предоставляется свобода выбора занятий и отсутствует ограничение по времени той или иной деятельности.

Детский сад Монтессори должен соответствовать определенной атмосфере с наличием конкретных зон. Обучающие материалы при этом соответствуют возрастным критериям.

Стандарты для дошкольных учреждений, работающих по методу Монтессори:

  • Небольшие группы детей. Максимум — 25 человек в возрасте от рождения до шести лет, а также от трех до шести лет. Педагога должно быть два. Такой вариант позволяет подходить к детям индивидуально.
  • Используемые пособия направлены на развитие способностей путем определения формы предметов, их размеров и цветов. Материалы обязательно должны быть в перечне утвержденных АМИ.
  • Атмосфера детских садов базируется на самостоятельности воспитанников, их приучении к порядку.
  • Соблюдение режима. Важно грамотно организовать время для прогулок, сна и приемов пищи. Системный подход позволяет детям лучше ориентироваться во времени, приучаться к распорядку дня.
  • Эффективная социализация. Система Монтессори включает такое занятие как круг. Дети выстраиваются соответствующим образом и учатся контактировать друг с другом. Так развиваются навыки взаимодействия.
Соблюдение данных стандартов позволяет продуктивно функционировать Монтессори-садам, давая качественное развитие детям.

Где и как обучают по Монтессори

Школы Монтессори — это уникальные учреждения, в которых сочетаются принципы методики и строгие требования к уровню образования. В России такие заведения представлены не в большом количестве и зачастую это семейные и альтернативные образовательные учреждения. При этом полного образовательного цикла до совершеннолетнего возраста практически нет. Таких школ единицы. В основном педагогика рассчитана на возраст до 12 лет.

Школьное образование по методу Монтессори проходит в особенной среде, которая основана на принципах свободы действий по аналогии с детскими садами. Однако в начальной школе уже проявляются некоторые изменения. Так появляются следующие направления:

  • геометрия;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • музыка;
  • информационные технологии.
Школьники во время учебного процесса пользуются и стандартными учебниками, и специализированными дидактическими пособиями. Это позволяет получить обширные знания и существенно расширить кругозор.

Педагогическая система Монтессори соответствует стандартам ФГОС. Ученики систематически сдают экзамены, пишут ВПР. Также проводятся внутренние проверочные работы: тесты, доклады, различные проекты.

В таких школах нет классических классов. Детей объединяют в зависимости от возраста. Формируются классы от шести до девяти лет, от девяти до двенадцати лет, а также от двенадцати до пятнадцати и от пятнадцати до восемнадцати лет. Благодаря этому дети взаимодействуют максимально эффективно друг с другом, что способствует стимуляции интереса к обучению.

Школы Монтессори предлагают различные курсы по дополнительным дисциплинам. Основной учебный процесс распределен по сессиям, которые длятся три академических часа. Это позволяет глубоко изучить предлагаемый материал. Школьники, обучающиеся по системе Монтессори, получают творческое развитие с упором на индивидуальные особенности. Применяемая методика способствует лучшей адаптации и дальнейшей самореализации.

Польза обучения по системе Монтессори для детей

Основной плюс метода — подготовка детей к реалиям жизни. Существуют такие способы преподавания, когда учеников помещают в искусственные условия, предлагая вообразить ту или иную ситуацию. Система Монтессори направлена на адаптацию к настоящему быту без использования вещей-аналогов. Малыши при этом усваивают определенные навыки намного лучше и быстрее. При раннем развитии некоторых способностей в будущем они становятся неотъемлемой привычкой. Многочисленные исследования подтвердили пользу образовательной методики. Дети становятся более самостоятельными, ответственными, уважительно относятся к другим людям. Воспитанники школ и детских садов Montessori инициативны, организованы и любознательны.

Роль педагога в обучающем процессе

Преподаватель имеет важнейшее значение в системе. Его функции не сводятся только лишь к наблюдению и контролю за безопасностью. Педагоги Монтессори должны иметь специальное образование.

Задачи преподавателя:

  • Показать ребенку, как правильно пользоваться учебными пособиями.
  • Объяснить суть тех или иных занятий.
  • Подача примера собственными действиями: чтение, рукоделие, уборка и пр.
  • Поддержание интереса ребенка к самостоятельному обучению.
Педагог должен реагировать на запросы детей. Если наблюдается, что ребенок заинтересован чтением или счетом, то нужно создать для него необходимую среду. Важно ненавязчиво направить в нужное русло.  Квалифицированный преподаватель находит возможность сосредоточить детскую энергию на нужном действии без принуждения.

Заключение

Обучение по методике Монтессори основано на принципе свободы, самостоятельности, развития индивидуума, личности. Акцент на создание среды, в которой ребенок сам проявляет интерес, способствует интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию детей.
В результате, обучение по системе Монтессори способствует развитию самостоятельных личностей, людей с активной жизненной позицией, уверенных в себе.

Другие наши статьи - советуем почитать