Законодательные изменения и частное образование

Дата публикации: 03.12.2024

Сфера образования в России постоянно развивается. Появляется все больше изменений, которые регулируются законодательно. Это касается не только государственных, но и частных школ. Роль последних в образовательной системе в целом является самой актуальной темой современности. Число негосударственных учреждений увеличивается, а их статус укрепляется на престижных позициях. Востребованность частного образования связана со множеством факторов. Но при росте спроса возникает закономерный вопрос о роли таких школ в общей российской системе просвещения. Рассмотрим детально, как на законодательном уровне регулируется деятельность частных образовательных организаций и какие последствия это вызывает.

Законодательное регулирование

Внедрение частного образования ориентировано не столько на бизнес, сколько на повышение уровня качества предоставляемых услуг в сфере обучения. Финансовая стабильность имеет важное значение для данного сегмента, но необходимо создание единого регулятора. Для подавляющего числа российских школ контрольным органом является государство. Частные учреждения до недавнего времени оставались в обособленном положении. На современном этапе роста возникла потребность в пересмотре сложившейся системы.

Роль частных школ в системе образования

Плюсы негосударственных образовательных организаций:

  • расширенная программа обучения;
  • вовлеченность учеников;
  • индивидуальный подход к обучающимся;
  • сильный преподавательский состав;
  • применение инноваций с соответствующей материально-технической базой.
Частные школы быстро адаптируются к запросам общества и изменяющимся условиям в системе образования. Подобная гибкость дает возможность в кратчайшие сроки решать актуальные проблемы и внедрять новые технологии. Тенденция развития частного сектора свидетельствует о признании неоспоримых плюсов персонализированной образовательной отрасли в России. Внедрение в систему образования частных школ дало основу для внесения ряда законодательных проектов, предусматривающих государственное регулирование.

Изменения в законодательстве, касающиеся лицензирования и аккредитации

Министерство просвещения разработало единые стандарты для всех образовательных заведений. Они регулярно обновляются с учетом фактора усовершенствования образовательных программ. Все государственные учреждения работают по федеральным стандартам ФГОС. Частные школы также должны придерживаться этих норм. Вне зависимости от объема преподаваемых дисциплин в любых программах должны присутствовать обязательные предметы: “Окружающий мир”, “Русский язык”, “История”, “Литературное чтение”, “География”, “Литература”, “Обществознание”, “ОБЖ”. По данным предметам во всех учебных заведениях разработана единая программа, что гарантирует получение учениками базовых знаний независимо от уровня частной школы и выбранного формата обучения. К тому же акцентируется внимание на соблюдении плана по воспитанию детей.

Федеральный закон №312 "О внесении изменений в с. 92 ФЗ "Об образовании в РФ" от 08.08.2024 г предусматривает нововведения в порядке подачи заявления по госаккредитации. Образовательные учреждения могут подавать такое заявление при определенном условии: наличии обучающихся, которые прошли предварительную аттестацию по определенным предметам в следующие периоды:

  • от 1 года учебы — для программ, по которым обучающий срок составляет свыше 2 лет;
  • больше половины периода обучения — для программ с обучающим сроком меньше 2 лет.
В случае отказа в выдаче аккредитации учреждение сможет повторно подать соответсвующее заявление не раньше полугода.

Госаккредитация — это документ, подтверждающий соответствие программы принятым Министерством образования России ФГОС. Так гарантируется сдача экзаменов по всем предметам: как обязательным, так и выборочным. Аттестат ученики могут получить только в аккредитованной школе.

Для получения аккредитации частная школа должна быть проверена по ряду параметров:

  • финансирование и документооборот;
  • наличие необходимой инфраструктуры и особенности благоустройства: оснащение классов и пр;
  • организация учебного процесса;
  • соответствие образовательным стандартам;
  • уровень освоения программы учениками.
Документ получают после открытия школы, поскольку для проверки проводятся срезы знаний по определенным предметам, открытые уроки.

Каждая частная школа вне зависимости от числа учащихся должна иметь лицензию — разрешение на ведение образовательной деятельности. Порядок лицензирования определен ФЗ №273 “Об образовании в РФ” от 29.12.2012 г в ред. 8.08.2024 г.

Лицензирование предполагает ряд требований:

  • наличие готовой учебной программы или составление индивидуальной;
  • подготовка учебных пособий и материалов;
  • оборудование помещения в соответствии с СанПиН и требованиям по пожарной безопасности;
  • наем квалифицированного преподавательского состава.
Полный перечень требований к частным образовательным учреждениям указан в Постановлении Правительства №1490 от 18.09.2020 г. Надзорные органы проводят контрольную проверку соответствия каждые 3 года.

Изменения в образовательных стандартах

Указанные выше ФГОС начали действовать в России с 2022 г. Однако с прошлого года были введены и другие стандарты — ФООП. Это основные образовательные программы федерального значения. Они касаются как начального, так основного, среднего и профессионального образования. ФГОС и ФООП представляют собой некий свод правил, которого должны придерживаться все школы вне зависимости от их типа и месторасположения.

Школьные учреждения могут применять уже установленные ФООП ли же их части. Для этого необязательно составлять собственную программу. Разработка индивидуальных обучающих программ является правом частной школы, но при этом они должны ориентироваться на обновленные ФГОС. Авторские программы не могут быть ниже ФООП.

Что предусматривают новые стандарты:

  • Для каждого предмета выпускается одно базовое учебное пособие и одно углубленное. Ранее могло быть несколько вариантов издания для одного предмета.
  • Четкая последовательность тем для изучения. Независимо от места обучения при необходимости перехода в другую школу у ребенка не возникнет проблем с тем, что он что-то пропустил в обучении.
  • Объединение предметов. Так, например, экономика и право стали входить в курс обществознания углубленного формата. Естествознание, а также экология стали частью программ по физике, биологии и химии.
Все это позволило сделать обучающую программу школ структурированной и более емкой. Вед некоторые предметы не были обязательными к сдаче экзаменов, их выбирали сами ученики. Сейчас в рамках объединенных программ дети могут получить глубокие знания даже на базовом этапе.

В начале текущего года был издан Приказ Минпросвещения РФ №171 от 19.03.2024 г “О внесении изменений в некоторые Приказы Минпросвещения РФ”. Согласно данному документу были внедрены некоторые нововведения, касающиеся переформатирования учебных программ. Так претерпела изменения программа “Технологии”, где были выделены обязательные для изучения модули:

  • Начальная школа — конструирование, моделирование и др. Сюда входит все. чтобы научить детей работать с разными типами материалов и инструментов.
  • Средняя школа (5-9 класс) — черчение, робототехника, работа с пищевыми продуктами, моделирование в формате 3D.
Предполагаются и вариативные предметы, например, растение- или животноводство, автоматизированные системы.

Министерство просвещения РФ также допускает региональный вариант модулей. Это может быть авиаконструирование, городское фермерство или другие виды в зависимости от запросов конкретных регионов.

В программу “Основы безопасности жизнедеятельности” были включены модули, ориентированные на знания, связанные с военной подготовкой. Помимо тем, касающихся пожарной безопасности, правил поведения при чрезвычайных ситуациях, ученики старших классов будут изучать символику вооруженных сил, характеристики стрелкового оружия и особенности оружия массового поражения, принципы оборудования окопов, правила управления БПЛА и др. Ребята смогут осваивать навыки тактической, строевой, инженерной и других видов подготовки.

В качестве факультативного предмета ввели “Семьеведение”. Школы могут выбрать данную дисциплину как отдельное занятие или преподавать его основы в рамках программы “Разговоры о важном”.

Программы некоторых дисциплин изменились по содержанию. В литературу были добавлены произведения Константина Симонова, Николая Островского, Владимира Богомолова. Также изменения коснулись географии, родного языка, физкультуры. Пересмотр некоторых программ обусловлен сложившейся ситуацией. В обществе возникла серьезная потребность в воспитании детей на принципах патриотизма и глубоком знании исторических фактов. В связи с этим перевыпускают и учебники истории. Так в информационном методическом письме “Об особенностях преподавания учебного предмета “История” в 2024/2025 гг” есть указание на все применяемые законы. В самом начале приведет список правовых документов, направленных на организацию учебного процесса по дисциплине “История”. В частности, в них указывается необходимость уделения особого внимания списку “Наши герои”.

Частные школы и налоговое законодательство

Отличий частных организаций от государственных школ множество. Однако в первую очередь родителей волнуют вопросы оплаты. Современные негосударственные школы — это бизнес, который в определенной степени контролируется государством. Но обеспечение учебных заведений находится только в руках руководства. Родительская плата является частью материальной поддержки. За счет этих средств обеспечивается материально-техническая база школы, закупается оборудование и выплачивается заработная плата педагогам. Стоимость обучения варьируется в зависимости от места расположения. Так в столице плата за частную школу в месяц будет больше нежели в региональной. Но в любом случае платное образование в негосударственном учреждении является гарантом эффективного обучения. Частные школы дают высокое качество образования с индивидуальным подходом к ученикам.

При всех преимуществах многие родители сомневаются в необходимости перехода в частную школу именно из-за дорогостоящего обучения. В связи с этим возникает вопрос о налоговом регулировании. В США, например, родители предоставляют определенные налоговые льготы. Они могут принимать различные формы в зависимости от штата. В России система налогообложения выстроена иначе, поэтому подобных преференций не предусмотрено. Однако для российских граждан есть возможность получить возврат подоходного налога в связи с оплатой обучения ребенка. Данное положение регулируется Письмом Минфина РФ “О предоставлении социального налогового вычета по налогу на доходы физлиц” N 03-04-08/8-186 от 18.10.2011 г. В документе прописано, что воспользоваться услугой могут все, кто имеет официальное трудоустройство (т.е. оплачивает 13% подоходного налога) и несет расходы по обучению детей. Главное условие — частная школа должна иметь соответствующую лицензию.

Последствия законодательных изменений

В России регулярно проводят исследования, касающиеся просвещения. Благодаря им намечают тенденции в сфере образования, анализируют реальную ситуацию и разрабатывают возможные варианты поддержки государства. По данным международного агентства “Цифровые новости Востока-Запада” на территории нашей страны доминирующее положение занимают государственные школы. Частные учреждения занимают всего лишь 2% от общего числа образовательных заведений. Но при этом отмечаются тенденции роста запросов на частное образование, что отражается на необходимости пересмотра законодательной базы.
Юридический аспект важен не только с организационной точки зрения, т.е. соблюдения всех требований закона в части лицензирования, аккредитации и пр. Учебные заведения начального, среднего и высшего образования должны придерживаться общих принципов повышения уровня качества педагогических услуг. Принятые и рассматриваемые законопроекты направлены прежде всего на поддержание экономического и просветительского баланса.

Последствия усовершенствования законов в сфере частного образования:

  • предоставление емких программ в соответствии с едиными стандартами для исключения перекосов в базовых знаниях;
  • соответствие запросам реальности в сложившейся политической ситуации;
  • возможность предоставления альтернативы для родителей с целью обеспечения комфортных условий обучения.
Развитие частных школ в России совпало с кризисом стандартной системы образования. Информационный прорыв выдвинул электронный ресурс практически на первый план. Изменился не только формат обучения (стало допустимой дистанционная учеба), но и способы получения информации. В некоторых частных школах внедряются функции искусственного интеллекта, что выводить уровень образования на более высокую ступень качества.

Организация школьного процесса может меняться в зависимости от школы, но при этом не быть в ущерб действующему законодательству. Так же и наоборот — принимаемые законы должны соответствовать современным реалиям и быть направленными на перестроение традиционной образовательной системы.

Сейчас российские частные школы становятся некими экспериментальными центрами. В них создаются условия для личностно-ориентированного обучения. В основе работы таких организаций научный подход, использование передовых технологий. На практике не все частные школы могут похвастаться безупречной репутацией и соответствием высоким стандартам образования. Одной из основных задач государства является стимуляция роста подобных заведений, что должно отражаться на законодательном уровне.

Заключение

Внедрение различных программ и организация качественного рабочего процесса частных школ — это гарантия получения полного объема знаний детьми и успешная сдача вступительных экзаменов в вуз. Стоит понимать, что основная роль негосударственных учреждений в предоставлении широкого спектра обучающих модулей с соблюдением регламентированной базы. Это позволяет разнообразить учебный процесс и адаптировать его под потребности учеников.

В настоящий момент важной проблемой является доступность частной школы для определенных категорий граждан. Семьи с низкими доходами не могут позволить себе платное обучение. В связи с этим усматривается необходимость в дополнительных исследованиях, пересмотре государственной политики и принятие соответствующих мер для соблюдения баланса между количеством государственных и частных школ России. в приоритете остается защита интересов обучающихся и качество предоставляемого образования.

Другие наши статьи - советуем почитать