Указанные выше ФГОС начали действовать в России с 2022 г. Однако с прошлого года были введены и другие стандарты — ФООП. Это основные образовательные программы федерального значения. Они касаются как начального, так основного, среднего и профессионального образования. ФГОС и ФООП представляют собой некий свод правил, которого должны придерживаться все школы вне зависимости от их типа и месторасположения.
Школьные учреждения могут применять уже установленные ФООП ли же их части. Для этого необязательно составлять собственную программу. Разработка индивидуальных обучающих программ является правом частной школы, но при этом они должны ориентироваться на обновленные ФГОС. Авторские программы не могут быть ниже ФООП.
Что предусматривают новые стандарты:
- Для каждого предмета выпускается одно базовое учебное пособие и одно углубленное. Ранее могло быть несколько вариантов издания для одного предмета.
- Четкая последовательность тем для изучения. Независимо от места обучения при необходимости перехода в другую школу у ребенка не возникнет проблем с тем, что он что-то пропустил в обучении.
- Объединение предметов. Так, например, экономика и право стали входить в курс обществознания углубленного формата. Естествознание, а также экология стали частью программ по физике, биологии и химии.
Все это позволило сделать обучающую программу школ структурированной и более емкой. Вед некоторые предметы не были обязательными к сдаче экзаменов, их выбирали сами ученики. Сейчас в рамках объединенных программ дети могут получить глубокие знания даже на базовом этапе.
В начале текущего года был издан Приказ Минпросвещения РФ №171 от 19.03.2024 г “О внесении изменений в некоторые Приказы Минпросвещения РФ”. Согласно данному документу были внедрены некоторые нововведения, касающиеся переформатирования учебных программ. Так претерпела изменения программа “Технологии”, где были выделены обязательные для изучения модули:
- Начальная школа — конструирование, моделирование и др. Сюда входит все. чтобы научить детей работать с разными типами материалов и инструментов.
- Средняя школа (5-9 класс) — черчение, робототехника, работа с пищевыми продуктами, моделирование в формате 3D.
Предполагаются и вариативные предметы, например, растение- или животноводство, автоматизированные системы.
Министерство просвещения РФ также допускает региональный вариант модулей. Это может быть авиаконструирование, городское фермерство или другие виды в зависимости от запросов конкретных регионов.
В программу “Основы безопасности жизнедеятельности” были включены модули, ориентированные на знания, связанные с военной подготовкой. Помимо тем, касающихся пожарной безопасности, правил поведения при чрезвычайных ситуациях, ученики старших классов будут изучать символику вооруженных сил, характеристики стрелкового оружия и особенности оружия массового поражения, принципы оборудования окопов, правила управления БПЛА и др. Ребята смогут осваивать навыки тактической, строевой, инженерной и других видов подготовки.
В качестве факультативного предмета ввели “Семьеведение”. Школы могут выбрать данную дисциплину как отдельное занятие или преподавать его основы в рамках программы “Разговоры о важном”.
Программы некоторых дисциплин изменились по содержанию. В литературу были добавлены произведения Константина Симонова, Николая Островского, Владимира Богомолова. Также изменения коснулись географии, родного языка, физкультуры. Пересмотр некоторых программ обусловлен сложившейся ситуацией. В обществе возникла серьезная потребность в воспитании детей на принципах патриотизма и глубоком знании исторических фактов. В связи с этим перевыпускают и учебники истории. Так в информационном методическом письме “Об особенностях преподавания учебного предмета “История” в 2024/2025 гг” есть указание на все применяемые законы. В самом начале приведет список правовых документов, направленных на организацию учебного процесса по дисциплине “История”. В частности, в них указывается необходимость уделения особого внимания списку “Наши герои”.