Деятельность специалиста включает диагностику проблем, коррекционные мероприятия, консультативные услуги, профилактику и просветительскую работу.
Диагностика является первостепенной стадией взаимодействия психолога с учениками. Она заключается в проведении следующих мероприятий:
- знакомство со школьниками и теми, кто посещает подготовительные занятия;
- анализ психоэмоционального состояния детей;
- определение уровня развития ребят;
- выявление нарушений посредством различных методик;
- определение особенностей, требующих коррекции.
На этапе диагностики специалист обнаруживает проблему. Это могут быть трудности в обучении, повышенная тревожность, отсутствие мотивации, гиперактивность, чрезмерная застенчивость, агрессия и многое другое. Для диагностирования психолог использует тесты, тренинги, игры. Данный процесс может быть индивидуальным или проводится в группе.
Коррекция относится к следующей стадии работы. После определения проблемных моментов специалист разрабатывает специальную программу по их устранению. Могут привлекать для совместной работы родителя, преподавателя. Коррекционные мероприятия нацелены на устранение отклонений, а также могут развивать определенные качества, навыки.
Услуги консультаций предоставляются преподавателям и родителям в индивидуальном или групповом формате. Иногда используют практику телефона доверия. Немаловажным фактором работы психолога являются профилактические меры. Профилактику проводят систематически с целью предупреждения конфликтов, создания благоприятной среды. Все это сопряжено и с просветительской миссией школьного психолога. В его сферу деятельности входит проведение обучающих тренингов, семинаров, бесед.