Роль школьного психолога: когда и с чем можно обратиться за помощью?

Дата публикации: 11.04.2025

Школьный психолог является специалистом, который помогает в поддержке как самих учеников, так и их родителей. Задача — обеспечение благополучия детей с психологической стороны, их гармоничное развитие. Психолог в школе помогает разрешать конфликты, решать определенные проблемы. Как результат, ребенок лучше адаптируется в школьной среде и достигает больших успехов в учебе. Однако роль этого специалиста некоторым родителям не всегда понятна. Многие даже боятся самого факта обращения к психологу. Но на самом деле каждый ребенок нуждается в такой поддержке вне зависимости от наличия явных проблем.

Школьный психолог — кто это и чем занимается?

В штате учебных заведений педагоги-психологи стали появляться в начале 2000-х годов. На сегодняшний день наличие этого специалиста в школе является неотъемлемой частью обучающего процесса. Большинство образовательных учреждений имеют собственного психолога, а в некоторых заведениях созданы целые центры психологической помощи.

Школьный психолог является профессионалом с педагогическим образованием, который взаимодействует со школьниками разного возраста. Он может без труда контактировать и с первоклассниками, и со старшеклассниками. Комфорт учеников напрямую зависит от квалификации специалиста. Речь идет как о нахождении конкретного ребенка в школе в целом, так и о его социализации в рамках класса. Круг вопросов, которые необходимо решать специалисту обширен: конфликтные ситуации, адаптация детей и многое другое.

Квалифицированный специалист должен обладать рядом качеств и навыков:

  • лояльность;
  • повышенное внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • мгновенная реакция и адаптация к сложившихся обстоятельствах и пр.
Помимо этого школьному психологу необходимо:
  • знать все нюансы психологической теории и практики, а также педагогики;
  • ориентироваться в особенностях детского развития с учетом возрастных изменений;
  • принимать во внимание учебный процесс, т.е. его специфику.
Деятельность специалиста является многогранной и крайне ответственной. Он взаимодействует со школьниками, учителями, родителями и опекунами, давая рекомендация и участвуя в разрешении проблемных ситуаций.

Основные цели и задачи педагога-психолога

Дети большую часть времени проводят в школе. Все происходящее там оказывает существенное влияние на становление школьников, их мировоззрение и развитие в целом. Именно в учебной обстановке формируются принципы, корректируются привычки. В связи с этим важно создать комфортные условия для пребывания ребят в стенах учебного заведения.

Помимо этого у школьных психологов есть и другие цели:

  • вовремя выявить и скорректировать какие-либо поведенческие отклонения;
  • предупреждать конфликты и адаптационные проблемы;
  • оказывать всестороннюю поддержку.
Это не исчерпывающий список, поскольку работа специалиста заключается в решении целого комплекса задач.

Вот некоторые из них:

  • детальное изучение личностного портрета каждого ученика;
  • поддержка школьников;
  • диагностика характера и поведения конкретного ребенка;
  • коррекция имеющихся несоответствий и последующее наблюдение;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций всем сторонам: обучающимся, педагогам, а также родителям;
  • поддержка учеников, имеющих проблемы с социальным адаптированием при смене класса;
  • проведение консультаций среди преподавательского состава;
  • разработка продуктивных методик обучения и т.п.
Задач перед специалистом стоит множество, и грамотное их выполнение позволит создать эффективную рабочую обстановку для школьников, а также для учителей.

Диагностические методы работы

Деятельность специалиста включает диагностику проблем, коррекционные мероприятия, консультативные услуги, профилактику и просветительскую работу.
Диагностика является первостепенной стадией взаимодействия психолога с учениками. Она заключается в проведении следующих мероприятий:

  • знакомство со школьниками и теми, кто посещает подготовительные занятия;
  • анализ психоэмоционального состояния детей;
  • определение уровня развития ребят;
  • выявление нарушений посредством различных методик;
  • определение особенностей, требующих коррекции.
На этапе диагностики специалист обнаруживает проблему. Это могут быть трудности в обучении, повышенная тревожность, отсутствие мотивации, гиперактивность, чрезмерная застенчивость, агрессия и многое другое. Для диагностирования психолог использует тесты, тренинги, игры. Данный процесс может быть индивидуальным или проводится в группе.
Коррекция относится к следующей стадии работы. После определения проблемных моментов специалист разрабатывает специальную программу по их устранению. Могут привлекать для совместной работы родителя, преподавателя. Коррекционные мероприятия нацелены на устранение отклонений, а также могут развивать определенные качества, навыки.

Услуги консультаций предоставляются преподавателям и родителям в индивидуальном или групповом формате. Иногда используют практику телефона доверия. Немаловажным фактором работы психолога являются профилактические меры. Профилактику проводят систематически с целью предупреждения конфликтов, создания благоприятной среды. Все это сопряжено и с просветительской миссией школьного психолога. В его сферу деятельности входит проведение обучающих тренингов, семинаров, бесед.

С какими вопросами можно обращаться к школьному психологу?

Данный момент обусловлен возрастными критериями. Ведь в зависимости от возраста ребенка вопросы, требующие вмешательства психолога, существенно различаются. Так у детей младших классов зачастую возникают проблемы с мотивацией, когда им неинтересно учиться. Родители практически заставляют делать домашнюю работу. Также у учеников начальной школы возникают трудности с коммуникацией. Нередко малыши плохо налаживают контакт со сверстниками и учителями, не могут найти друзей. Зачастую возникают конфликтные ситуации с преподавателями, когда ребенок закрывается от общения с незнакомыми людьми. Еще одним главным вопросом является повышенная тревожность. Дети начальных классов не могут высидеть на уроке, отвлекаются и отдают предпочтение играм.

У учеников средней школы проблемы носят несколько иной характер. Наиболее частые вопросы для данной категории школьников:

  • школьная адаптация в связи с увеличением числа преподавателей, переводом в другой класс или школу;
  • нарушение дисциплины;
  • проявление агрессии;
  • заниженная или, наоборот, завышенная самооценка;
  • стрессы;
  • семейные проблемы: развод родителей, конфликты с родственниками;
  • сложности взаимодействия со сверстниками;
  • необходимость в поддержке при утрате близкого человека или резком изменении жизненных обстоятельств;
  • снижение мотивации — как правило, массовый кризис учеников 5-х классов.
Для старшеклассников также характерно отсутствие мотивации и повышенная тревожность. Нередко проявляется замкнутость как последствие травли. Возникают страхи, проявляется апатия. Дети в старшей школе не понимают своих целей и не могут определить собственные ценности.

Симптомы — когда действительно ребенку нужна помощь психолога

Необходимо крайне внимательно наблюдать за детьми, выявляя определенные сигналы. О наличии проблем можно судить по ряду признаков.

Самые распространенные симптомы:

  • Изменение в поведении и успеваемости. Данный фактор напрямую указывает на психологические проблемы: конфликты с преподавателем, внутренние переживания, затруднения в общении с одноклассниками.
  • Нарушение сна, снижение аппетита. В этом случае необходимо сразу обратиться к лечащему врачу, чтобы исключить патологию. При отсутствии физических отклонений потребуется консультация психолога.
  • Тревожность, проявление страхов, апатия. Все это негативно сказывается на развитии ребенка. При своевременном обращении к психологу можно предотвратить негативные последствия.
При высоком уровне доверия в семье ребенок может сам попросить помощи. Но даже в этом случае родители не всегда знают, как реагировать и теряются в стратегии поведения. Здесь в процесс вовлекается школьный психолог, помогающий в решении сложившейся ситуации непосредственно с ребенком или при участии его родителей.

Чем психолог поможет ребенку

Любые ситуации, касающиеся учеников и их семьи, становятся причиной обращения к специалисту. Причем не играет роли степень проблемы. Ведь работа психолога заключается не только в решении конфликтов. Специалист помогает в профориентации, выстраивании доверительных отношений с преподавателями, повышении уровня качества учебного процесса и пр. Роль психолога заключается в раскрытии потенциала конкретного ребенка, а также его комфортной социализации.

Взаимодействие начинается с подготовительной группы. Психолог составляет программу тестирования для первоклассников, проводит беседы с будущими школьниками, дает рекомендации для родителей.

Большая часть работы — диагностика. Посредством различных методик выявляют уровень адаптации ребят. При наличии проблем проходит индивидуальное общение с учетом конфиденциальности. Психологи уделяют внимание отношениям с родителями, определяют взаимодействия внутри класса, изучают личностные характеристики детей и их степень внимания. Одним из важных аспектов деятельности школьного психолога является профориентация. При определении способностей школьников специалист может дать рекомендации по распределению в профильные классы: математический, гуманитарный, химико-биологический и пр.

Профессиональный подход позволяет выявить проблемные ситуации, которые могут быть незаметны педагогам и родителям. Качественная профилактика и грамотная коррекция дадут возможность избежать серьезных последствий. При этом психолог может использовать любой из методов работы: как групповой, так и персонализированный.

Особенности консультаций и как они проходят

Психологические консультации в основном являются персонализированными. Но иногда может потребоваться групповая встреча или привлечение руководителя, родителя или опекуна.

При индивидуальных консультациях взаимодействие происходит следующим образом:

  • Психолог знакомится с обоими родителями или одним из них. На данном этапе специалист выслушивает маму с папой и определяет их взгляд на проблему, проясняет для себя важные моменты. Необходимо выявить, что ожидают родители по итогу. С ребенком оговаривают все последующие действия: проведение диагностики, гарантия конфиденциальности и непосредственно психологическая работа по коррекции.
  • Знакомство со школьником. Требуется наладить контакт с ребенком, обозначить проблему его глазами. Данный этап может включать элементы диагностики. Это зависит от типа проблемы, личности ученика и располагаемым временем. Для диагностики применяют один из методов в зависимости от возраста: тест, сюжетная игра, опрос, рисунок.
  • Проведение беседы с родителями. Оговариваются планы на будущее в части работы с ребенком: необходимость в психологической помощи, ее формат. При отсутствии серьезных отклонений специалист может дать определенные рекомендации и призвать обращаться в случае проявления трудностей.
  • Работа с ребенком, а также его семьей. В основном взаимодействие происходит с самим школьником. Родителей приглашают по мере необходимости.
Консультации могут быть в разном формате. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста. Если первоклассники и ученики младшей школы больше откликаются на взаимодействие посредством сказок, игр, то подросткам необходим прямой диалог. Для них также предусмотрен игровой формат, но уже с более сложными заданиями.

Групповые консультации проходят в виде тематических встреч, на которых обсуждают определенные сложности, свойственные всем участникам группы. Это может работа с целым классом или детьми, отобранными по схожим проблемам. В любом случае работа с психологом дает положительную динамику, отслеживать которую могут родители и педагоги при посещении консультаций по предварительной договоренности с психологом.

Другие наши статьи - советуем почитать