Уже при рождении ребенок начинает наблюдать за мимикой, жестами, воспринимает голоса. С самого раннего возраста дети учатся распознавать настроение своих родителей. Чувства проявляются во взаимодействии с мамой и папой. Становясь старше, малыши не только распознают эмоции, но и знают их названия. Им важно полноценно переживать весь спектр чувств. Задача родителей — не препятствовать естественному ходу событий, например, не запрещать ребенку плакать при проявлении обиды.
Становление эмоционального интеллекта происходит постепенно. Но уже к старшему дошкольному возрасту ребенок должен пройти несколько этапов. Для дошкольников обычно свойственно следующее:
- осознание собственных эмоций и способность считывать эмоции окружающих;
- оценка чувств посредством выражения лица, жестов и тональности голоса;
- способность описать свои эмоции словами;
- проявление сочувствия к животным, окружающим людям;
- понимание причин проявления той или иной эмоции.
Малыши искренни и открыты. Они честны в проявлении своих чувств, открыты и зачастую настроены позитивно. Данные аспекты сохраняются и при поступлении в школу. Но к ним добавляются некоторые факторы.
Для эмоционального интеллекта детей младшей школы свойственно:
- мгновенная реакция на происходящее;
- резкая смена настроения;
- повышенный стресс из-за учебы;
- неточность в понимании эмоций других людей;
- низкий навык управления собственными чувствами.
На данном этапе развитие эмпатии происходит активнее. Ребенок учится оценивать поступки других, ставить себя на их место, анализировать ошибки. У детей воспитывается сострадание, доброта. Для эффективной коммуникации складываются необходимые условия: общение с ровесниками и учителями в отрыве от родителей, приобретение самостоятельности.
ЭИ трансформируется с возрастом. Так для подростков характерны уже иные проявления:
- эмоциональная нестабильность;
- невозможность контролировать свои чувства;
- осознание себя исключительной личностью;
- противопоставление себя окружающей среде, что зачастую вызывает конфликты;
- отсутствие понимания причинно-следственной связи между эмоциями и поведением.
Подростковый возраст — это целая буря эмоций, с которыми сложно справиться.
Нестабильные реакции порой невозможно описать. Девушки и юноши сами не понимают, что с ними происходит. Избежать негативных последствий поможет грамотное развитие ЭИ.