Эмоциональный интеллект - что это и почему его нужно развивать

Дата публикации: 21.03.2025

Развитие эмоционального интеллекта у детей происходит постепенно на протяжении всего периода взросления. Задача родителей — помочь ребенку в эффективности данного процесса. Это позволит наладить межличностные отношения с окружающими, реализоваться в профессиональной среде и добиться успехов в жизни.

Эмоциональный интеллект: что это?

Эмоциональный интеллект является способностью человека понимать свои чувства и анализировать эмоции окружающих. В частности, ребенок наблюдает за эмоциональной составляющей в собственной среде общения и на основании полученных выводов выбирает то или иное поведение, уместное в конкретной ситуации.

Данное понятие было внедрено исследователями Джоном Майером и Питером Сэловеем. В 1990 г они выпустили книгу, в которой описывали роль эмоционального интеллекта. Дело в том, что ранее были важны академические знания. По человеку судили о том, сколько он приобрел навыков и какой объем информации изучил. От детей требовали хороших оценок, на основе которых складывалось понятие успеваемости. В современном мире больший упор в воспитании делается на особенности коммуникации.

К авторам книги “Эмоциональный интеллект” идеологически присоединился психолог Дэвид Карузо. Он создал тест для определения степени развития эмоционального интеллекта. По мнению ученых есть четыре составных изучаемого феномена:

  • Восприятие. Человек распознает эмоции, определяет чувства посредством жестов и физиогномики.
  • Понимание. Выявляется причина проявления конкретной эмоции, выстраивается причинно-следственная связь.
  • Управление. Сюда относится способность к контролю за собственными чувствами.
  • Использование. Благодаря эмоциям активизируется работа головного мозга.
Распространение идеи эмоционального интеллекта в России началось после публикации одноименной книги, основанной на исследованиях американских авторов. В своей работе журналист Дэниел Гоулман дополнил материал собственными измышлениями по данной теме. В его работе был введен новый термин EQ (эмоциональный коэффициент).

Для чего нужно развивать эмоциональный интеллект

Развитие EI (эмоционального интеллекта) необходимо по ряду причин:

  • улучшение коммуникации с окружающими;
  • обучение основам взаимодействия с другими людьми;
  • повышение успеваемости в учебе;
  • развитие самоконтроля;
  • приобретение уверенности;
  • формирование лидерских качеств;
  • быстрый поиск решения в любой ситуации.
Повышение уровня EI дает уверенность в собственных силах и позволяет добиться успехов в будущем. К тому же обладание определенными навыками позволит ребенку научиться разбираться в окружающих, анализировать их поведение. За счет этого можно избежать опасных моментов и не попасть под влияние недобросовестных знакомых.

Как определить уровень ЭИ своего ребенка

Для определения степени развития эмоционального интеллекта используют специализированные тесты. Сейчас используют три методики:

  • SREIT. Тест содержит в себе утвердительные фразы. Всего их 33. Ребенку необходимо поставить оценку каждому утверждению по шкале до 5 баллов. При выставлении оценок необходимо ориентироваться на собственное поведение, т.е. насколько высказываня соответствуют ему. Благодаря этому тесту определяется общий уровень эмоционального интеллекта, а также его составляющих: предрасположенность к выражению своих эмоциях, самоконтроль, поиск решений в трудных ситуациях.
  • Тестирование Холла. В данном случае предлагается оценить 30 утверждений. Но шкала начинается с отметки “-3”, а оканчивается на “3”.
  • Тест ЭмИн. Состоит из 40 вопросов, а ответ необходимо выбрать из предлагаемых четырех вариантов. По результату специалисты оценивают уровень межличностного и внутреннего личного эмоционального интеллекта.
Каждый из предложенных тестов уникален и помогает выявить различные аспекты ЭИ.

Признаки низкого EQ

Проведение тестирований дает понимание о коэффициенте эмоционального интеллекта. Однако определить низкий EQ можно по нескольким признакам:

  • отсутствие способности проявлять сочувствие;
  • безразличие к чужой боли;
  • отсутствие самоконтроля;
  • нежелание идти на компромиссы;
  • достижение целей без учета мнения других;
  • замалчивание ситуаций о переживаниях;
  • сниженное проявление чувств.
Низкая эмпатия приводит к ряду проблем в среде общения, что сказывается на успеваемости.

Особенности эмоционального интеллекта детей по возрасту

Уже при рождении ребенок начинает наблюдать за мимикой, жестами, воспринимает голоса. С самого раннего возраста дети учатся распознавать настроение своих родителей. Чувства проявляются во взаимодействии с мамой и папой. Становясь старше, малыши не только распознают эмоции, но и знают их названия. Им важно полноценно переживать весь спектр чувств. Задача родителей — не препятствовать естественному ходу событий, например, не запрещать ребенку плакать при проявлении обиды.

Становление эмоционального интеллекта происходит постепенно. Но уже к старшему дошкольному возрасту ребенок должен пройти несколько этапов. Для дошкольников обычно свойственно следующее:

  • осознание собственных эмоций и способность считывать эмоции окружающих;
  • оценка чувств посредством выражения лица, жестов и тональности голоса;
  • способность описать свои эмоции словами;
  • проявление сочувствия к животным, окружающим людям;
  • понимание причин проявления той или иной эмоции.
Малыши искренни и открыты. Они честны в проявлении своих чувств, открыты и зачастую настроены позитивно. Данные аспекты сохраняются и при поступлении в школу. Но к ним добавляются некоторые факторы.

Для эмоционального интеллекта детей младшей школы свойственно:

  • мгновенная реакция на происходящее;
  • резкая смена настроения;
  • повышенный стресс из-за учебы;
  • неточность в понимании эмоций других людей;
  • низкий навык управления собственными чувствами.
На данном этапе развитие эмпатии происходит активнее. Ребенок учится оценивать поступки других, ставить себя на их место, анализировать ошибки. У детей воспитывается сострадание, доброта. Для эффективной коммуникации складываются необходимые условия: общение с ровесниками и учителями в отрыве от родителей, приобретение самостоятельности.

ЭИ трансформируется с возрастом. Так для подростков характерны уже иные проявления:

  • эмоциональная нестабильность;
  • невозможность контролировать свои чувства;
  • осознание себя исключительной личностью;
  • противопоставление себя окружающей среде, что зачастую вызывает конфликты;
  • отсутствие понимания причинно-следственной связи между эмоциями и поведением.
Подростковый возраст — это целая буря эмоций, с которыми сложно справиться.

Нестабильные реакции порой невозможно описать. Девушки и юноши сами не понимают, что с ними происходит. Избежать негативных последствий поможет грамотное развитие ЭИ.

Как развить эмоциональный интеллект

Нередко посредством игры закладываются основы поведения. Самые продуктивные для развития ЭИ:

  • Зеркало. Задача — показать эмоцию жестами и мимикой, чтобы ребенок смог угадать. Игра происходит с регулярной сменой ведущего, т.е. определенные чувства изображает сначала родитель и малыш угадывает, а затем наоборот. Играть можно парами или командами. 
  • Кубик настроения. Заранее готовятся картинки, где изображена эмоция. Ребенку задают вопрос о проявлении того или иного эмоционального состояния. Это может быть банальный вопрос о том, какое сейчас настроение или описание конкретной ситуации: “Что ты испытываешь, когда ссоришься с друзьями?”. Ребенок выбирает подходящую картинку, а потом пытается объяснить свои ощущения словами, выстраивая при этом причинно-следственную связь.
  • Ролевая игра. Разыгрывается простой сюжет, в котором ребенку необходимо показать другого человека. После этого родители обсуждают эмоции персонажа, пути преодоления сложностей и определенного решения в разыгрываемых обстоятельствах.
  • “Мне радостно, когда…”. Начать игру необходимо именно с этой фразы. Каждый из участников составляет список, включая радостные моменты жизни. Таким образом можно работать с любой эмоцией.
  • Облака мысли. Суть проста: надо посмотреть на небо и дать ребенку представить, что облака — это его мысли и чувства. Далее необходимо спросить, что он видит и испытывает.
Помимо игр существуют различные упражнения на развитие эмоционального интеллекта:

  • Дневник эмоций. Можно записывать достижения ребенка, перечисляя положительные моменты. Это могут быть общие записи или более конкретные: “Дневник побед”, “Дневник воспоминаний” и пр.
  • Подушка для злости. При проявлении агрессивных состояний можно кричать в подушку, бить ее или иными способами вымещать на нее негатив. При этом нужно объяснять, что таким образом поступать с людьми нельзя.
  • Покажи эмоции. Необходимо загадать ребенку эмоцию, а он должен ее изобразить, используя мимику, жесты.
  • Эмоциональная пиктограмма. На бумаге следует нарисовать разные выражения лиц. Затем следует показывать ребенку на какое-либо лицо, спрашивая о настроении изображенного человека. После этого можно предложить малышу найти подходящую эмоцию, назвав ее. Упражнение можно усложнять, описывая ситуации и спрашивая, что может чувствовать персонаж.
Родители играют важную роль в становлении эмоционального интеллекта и его дальнейшем развитии. При регулярном проведении игр и упражнений можно наблюдать ряд изменений: обогащение словарного запаса, снижение стремления к перфекционизму, проявление умения отказывать, увлечение определенным занятием без желания получить вознаграждение.

Родительская поддержка крайне важна. Мамы и папы не должны препятствовать проявлению чувств. Их задача — скорректировать поведение, используя простые игровые техники.

Совместно с этим необходимо проводить работу с психологом. Сейчас активно развита работа школьных психологов, которые прорабатывают с детьми различные ситуации, помогают в решении проблем.

Советы родителям

  1. Постоянно общайтесь с собственными детьми. Независимо от возраста им нужна моральная поддержка. Даже при подростковом нигилизме у ребенка остается потребность в родительской помощи.
  2. Развивайтесь в области эмоционального интеллекта сами. Только личный пример может побудить ребенка к определенным поступкам. Реакция детей на конкретные события зачастую связана с их наблюдениями за родителями: их поведением, фразами, действиями.
  3. Читайте вместе и смотрите фильмы. После прочтения книги или просмотра кинокартины всегда нужно обсуждать с детьми персонажей, их поступки. Можно поинтересоваться, как бы ребенок себя повел в определенной ситуации. Смоделировать последствия легко, предлагая различные версии событий.
  4. Не обесценивайте переживания ребенка. Необходимо дать понять, что вы принимаете сына или дочь такими, какие они есть. Детям важно ощущать любовь родителей вне зависимости от ситуаций. В противном случае будет разрушено доверие и отношения испортятся.
  5. При запретах приводите разумные аргументы. Нельзя просто запретить. Ребенок должен понять, почему именно так недопустимо делать. Необходимы не запреты, а четкие правила поведения.
  6. Проявляйте честность с детьми. Признать свою слабость — значит дать понять, что все могут ошибаться. Нужно честно донести до ребенка, что бывают не только хорошие, но и плохие люди. Некоторые даже просто опасны. В связи с этим важен выбор друзей. Так у детей будут вырабатываться ценностные ориентиры.
Развитие эмоционального интеллекта необходимо для грамотного воспитания ребенка, чтобы впоследствии он не испытывал проблем с окружением и был успешным в карьере, семейной жизни.

Другие наши статьи - советуем почитать