Школа «Олимп Плюс»
Учителям
Учителям
Мы учим не для школы, а для жизни!
>>
Родителям
Родителям
В единстве – наша сила
>>
Ученикам
Ученикам
Тебя любят больше, чем ты думаешь!
>>
О нас
О нас
Ученье - свет, а учебников - тьма!
>>
Условия поступления   Документы   Готовимся к школе   Первые ступени   Внимание, подросток!   ЕГЭ и ГИА
 
 

Волшебная сила похвалы.

   Некоторые дети настолько часто слышат из уст родителей слова «молодец» или «умница», что перестают на них реагировать. А кого-то самая скупая похвала окрыляет и толкает на подвиги. Как найти золотую середину и научиться правильно хвалить ребёнка?
   Психологические исследования дошкольников и младших школьников продемонстрировали, что дети этих возрастных категориях в своих поступках в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, а не на собственные представления  о моральных нормах и ценностях. Поэтому, если рассматривать похвалу с точки зрения пользы для воспитания, её можно считать мощным оружием педагогического воздействия ближней и средней  деятельности.
       Услышав добрые слова в свой адрес, ребёнок в следующий раз постарается поступить так же, чтобы получить поощрение. Таким образом, в его мировоззрении формируется  система координат: что такое хорошо и что такое плохо.
         Похвала является одним из способов выражения родительской любви и принятия. Ребёнок видит, что его ценят и уважают, и это придаёт ему уверенность, повышает самооценку.  Вот почему важно хвалить не только за результат, но и за намерение, желание что-то сделать. Получив подобный стимул, ребёнок обязательно добьётся успеха.

Уважаемые родители! Проверьте себя, часто ли Вы хвалите своего ребёнка?

Тест.
1. Если вы хотите похвалить ребёнка, то обычно используете слова:
А) «гениально», «потрясающе»;
Б) «молодец»;
В) «хорошо».

2. Как ваш ребёнок реагирует на похвалу?
А) раздражённо отмахивается;
Б) принимает как должное;
В) воодушевляется.

3. Вас приятно удивили успехи вашего ребёнка. К словам похвалы вы непременно добавите:
А) поцелуи и объятия;
Б) подарок;
В) деньги.

4. В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?
А) когда ребёнок убрал за собой игрушки;
Б) получил пятёрку;
В) по собственной инициативе помог бабушке.

5. Ребёнок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:
А) чтобы не огорчать, скажите, что его поделка лучше всех;
Б) укажите на недостатки, но  отметите и достоинства;
В) честно покажите на те поделки, которыми считаете лучшими.

6. Когда вы хвалите ребёнка, то обычно испытываете:
А) гордость;
Б) нежность;
В) восхищение.

7. Выберите одно из утверждений о детской одарённости:
А) каждый ребёнок по-своему талантлив;
Б) менее одарённый, но старательный ребёнок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый;
В) любую способность можно развить.

8. На спортивных соревнованиях ваш ребёнок пробежал последним. Что вы ему скажите?
А) пристыдите;
Б) похвалите за умение идти до конца;
В) объясните, что он проиграл потому, что неправильно рассчитал свои силы.

9. Ребёнок хвастается перед гостями своими достижениями. Ваша реакция?
А) будете дополнять его рассказ;
Б) станете иронизировать над его «скромностью»;
В) переведёте разговор на другую тему.

10. Вы заметили, что вашему ребёнку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:
А) отдать его в художественную школу;
Б) купить хорошие краски и кисти;
В) посещать с ним выстави и музеи.

11. Учитель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ученика. Что вы скажите своему ребёнку?
А) заметите, что его успехи ниже, чем у его одноклассника;
Б) ставите хвалить одноклассника, чтобы у вашего ребёнка появилось желание учиться так же хорошо;
В) предложите исправить те ошибки, который отметил учитель.

12. Бабушка умиляется поступкам ребёнка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:
А) станете  спорить с ней;
Б) проигнорируете её высказывания;
В) согласитесь из уважения к ней.

13. Ребёнок жалуется, что его дразнят одноклассники. Как вы его успокоите?
А) 2Они глупые и невоспитанные!»;
Б) «Не слушай их, ты у меня самый лучший!»;
В) «Давай подумаем, почему они к тебе так относятся».

14. У ребёнка не получается задача, и он отказывается продолжать решение. Как уговорить его?
А) напугать плохой оценкой;
Б) выразить сочувствие;
В) предложить помощь.

15. Ребёнок не достоин похвалы, если он:
       А) помыл посуду, но разбил чашку;
       Б) сделал уроки, но перепутал номер задания;
       В) получил пятёрку, списав ответ у соседа по парте.

16. В порыве гнева вы можете назвать ребёнка:
       А) «бестолочь»;
       Б) «моё наказание»;
       В) «подлец».

 

 

Ключ к тесту

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
А 1 3 1 1 1 5  1 3 1 5   5   5   1   3   1   5
Б  3 1 5 3 3 3  3 1 5 1   3   3   3   1   3   1
В  5 5 3 5 5 1 5 5 3 3    1   1   5  5   5    3

 16 – 37 баллов    Ваш ребёнок не испытывает недостатка к похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни. Однако, слишком часто слыша похвалу, ребёнок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано и поздно скажется на его успехах.  Разбавив похвалу здоровой критикой, вы поможете ему трезво оценивать свои возможности.

38 – 59 баллов    Возможно, вы человек настроения или слишком погружены в свои проблемы. Поэтому ребёнок не всегда чётко представляет себе, что в его поведении нравится родителям, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребёнка. Чтобы изменить сложившую ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребёнка и его потребности: чего он ждёт от вас, почему капризничает и проявляет негативизм? Опираясь на эмоциональное состояние ребёнка, а не на собственные чувства, вы можете легче направлять его поведения в нужное русло.

60 – 80 баллов  Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребёнка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребёнком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукты своей деятельности, ребёнок стремиться разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьётся гораздо больших успехов,  чем тревожась из-за малейших промахов.


                                По материалам журнала «Здоровье школьника», №7, 2007г.

 

 


Статьи этого раздела:
По материалам журнала "Здоровье школьника" №3, 2008
Давно известно,что мальчики и девочки...
(499)141-75-93
121552, Россия, г. Москва
Рублёвское шоссе, 121
Частное учреждение средняя общеобразовательная школа "Олимп-Плюс". Лицензия серия 77Л01 № 0002504 от 22 апреля 2014г., свидетельство о государственной аккредитации серия 77А01 № 0001552 от 16 июня 2014 г.
заказать сайт - г. Москва
интернет-агентство "Webprofy"